Туристический рынок

Туристам, возможно, придется заключать два договора с турагентами вместо одного

После запуска «Электронной путевки» юристы спорят о новых формах сотрудничества Vkontakte
Twitter
Whatsapp
Скопировать ссылку

Туристам, возможно, придется заключать два договора с турагентами вместо одного

В соцсетях разгорелась жаркая дискуссия между юристами, работающими с туристическими компаниями. Поводом стали новые требования к договорам с турагентами, установленные рядом крупных туроператоров после запуска «Электронной путевки» для зарубежных туров.

Поставщики объявили розничным партнерам, что будут формировать турпродукт только после получения оплаты в размере его полной стоимости. По мнению юристов, из-за этого возникает правовая коллизия. Формально, не имея данных о составляющих тура, его цене, турагент не может заключить с туристом договор о реализации турпродукта, поскольку не согласованы его существенные условия. Но при этом турагент должен непонятно на каком правовом основании взять деньги с туриста и отправить их туроператору.        

Руководитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов считает, что необходимо искать выход. Например, закон не запрещает турагенту заключить с туристом договор на подбор и бронирование тура, оформить предварительную заявку, чтобы появилось основание для приема денег. После того как оплату переведут туроператору и он подтвердит бронирование, т. е. формально сформирует турпродукт, можно уже подписать договор о реализации со всеми существенными условиями.  

После оплаты агентского вознаграждения туроператором турагент сможет посчитать налогооблагаемую базу. Схема учета сейчас прорабатывается с аудиторами.  Какую-то модель договорных отношений, пусть и с оговорками,  следует принять, чтобы позволить участникам рынка продолжить работу с крупными туроператорами, причем у каждого из них свой подход, а готовых решений они не дают.

После обнародования «Персона Грата» своих рассуждений, один из юристов, авторов петиции «турагентского сообщества к туроператорам, госорганам, туристам», а также некоторые представители туррозницы стали упрекать компанию чуть ли не в односторонней игре на поле туроператоров. Они полагают, что это попытка «оправдать» изменения  некоторыми крупными поставщиками условий сотрудничества, которые не устраивают турагентов. При  этом никаких конструктивных альтернатив критики со своей стороны не предлагают.    

Накал страстей объясним. Турагенты опасаются нарушить права потребителей и не горят желанием отходить от привычных, годами наработанных схем сотрудничества с туроператорами. Поставщиков турпродукта тоже можно понять. Ведь на них вся ответственность за передачу точных данных в систему «Электронная путевка», включая сведения из паспортов и информацию о цене, по которой тур реально продан турагентом туристу. Поэтому туроператоры стремятся по максимуму обезопасить себя от возможных ошибок, а также санкций со стороны контролирующих их деятельность госорганов.  

«Электронная путевка» стала импульсом для туроператоров к изменению условий договоров с турагентами. Есть ощущение, что некоторые новации избыточны, основаны на ложных страхах, как бы чего не вышло, и вводятся лишь для перестраховки с максимально жестким подходом. Без них можно было бы обойтись и без ущерба в отношениях с турагентами», – говорит Георгий Мохов. Возможно, со временем условия договоров несколько смягчат или будут индивидуально строить отношения с наиболее надежными розничными партнерами. Не исключено, что внесут некоторые корректировки и в правила передачи данных в ИС «Электронная путевка». Например, сейчас отраслевые объединения просят Минэк разрешить туроператорам не передавать в «Электронную путевку» данные из общегражданских паспортов – для покупки тура за границу они не нужны.

В итоге рынок адаптируется под некий компромиссный вариант сотрудничества, устраивающий и туроператоров и турагентов. Если же этого не произойдет, всем, скорее всего, придется приспосабливаться к новым условиям партнерства, ведь свернуть работу с крупными туроператорами фактически означает значительно сократить ассортимент туров. В свою очередь, туроператоры не смогут обходиться без агентской розницы.   

Что касается туристов, то если предложенная Моховым схема распространится, для покупки зарубежного тура туристам понадобится оформить не один, а два договора. А также сразу оплачивать всю стоимость поездки тем туроператорам, которые выставили такое требование. Возможно, крупные сети турагентств, имеющие депозиты в туроператорских компаниях, пойдут навстречу своим постоянным клиентам, засчитывая из этих средств часть суммы за тур и позволяя доплачивать ее ближе к началу поездки.

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»